Признаки аутизма. Лечится ли аутизм у детей? Как воспитать ребенка, больного аутизмом?

Науке неизвестны причины возникновения аутизма и способы его лечения. Единственным лекарством от этого расстройства является любовь и опека родителей особенного ребенка.

Аутизм — это расстройство нервной системы, которое возникает вследствие нетипичного развития мозга. Для этого нарушения характерны проблемы во взаимодействии с окружающими людьми, сниженный интерес к среде, в которой ребенок живет и постоянные стереотипные действия, которые могут проявляться в упорядочивании игрушек в определенной последовательности или совершении однотипных манипуляций с ними.

Если Вашему ребенку был поставлен диагноз аутизм или расстройство аутического спектра — не стоит отчаиваться, ведь Ваш ребенок не хуже других, он просто особенный и больше других нуждается в заботе и любви.

Формы и степени аутизма у детей

В зависимости от степени расстройства определяется комплекс мероприятий, с помощью которых ребенка адаптируют к самостоятельности и жизни в социуме. Выделяют такие группы аутизма:

  • Первая группа — наиболее тяжелая степень расстройства, для которой характерна полная замкнутость ребенка в своем внутреннем мире, отсутствие каких-либо внешних реакций, мимики, жестов. Такие дети не разговаривают и не откликаются на свое имя, абсолютно не реагируют на окружающий мир. Специалисты ставят неутешительный диагноз относительно адаптации ребенка с этой степенью аутизма и приспособления его к жизни

image Дети-аутисты закрываются от окружающего мира и боятся его познавать

  • Вторая группа — ребенок проявляет фрагментарную заинтересованность тем, что происходит вокруг, умеет говорить некоторые слова и фразы, но более зациклен на постоянном порядке вещей и действий

Ребенок пытается упорядочить все вокруг, разложив игрушки

  • Третья группа — дети устанавливают определенные контакты с людьми и миром, но не могут воспринимать объективно ситуации, которые возникают. Часто они имеют конфликты, не могут чувствовать состояние другого и не понимают скрытой двусмысленности слов. В целом дети, которых относят к третьей группе аутизма, довольно активные

Дети, страдающие аутизмом, часто не имеют близких доверительных отношений даже с матерью

  • Четвертая группа — наиболее легкая форма аутизма. Ребенок общается с окружающими, проявляет заинтересованность различной деятельностью и предметами, но при малейшей обиде или конфликте он уходит в себя и замыкается. Эта степень расстройства наиболее успешно поддается корректировке и, после ряда мероприятий, ребенок практически полностью адаптируется к социальной среде

При аутизме ребенок агрессивен и часто злится, если что-то не получается

Характерно, что чем более тяжелая степень аутизма у ребенка, тем раньше можно определить у ребенка некоторые отклонения и произвести корректировку.

Признаки и симптомы

Аутизм – заболевание загадочное, так как каждый пациент имеет свои симптомы.

Но все же общие черты, имеющиеся у всех «детей дождя», позволяют обобщить их в одну группу.

Картина меняется с возрастом, поэтому выделяют четыре основные группы:

  1. Ранний аутизм – дети до 2 лет;
  2. Детский аутизм – дети от 2 до 11 лет;
  3. Подростковый аутизм – от 11 до 18 лет;
  4. Взрослый аутизм.

У детей старше двух лет можно заметить характерные черты для раннего аутизма: нет контакта глаза в глаза, играет в одиночестве, не отзывается на имя. Также могут быть следующие признаки:

  • У ребенка нет желания контактировать с другими детьми.
  • Ему интересен только один вид деятельности (математика, музыка).
  • При смене обстановки у ребенка начинается паника.
  • Навыки чтения и письма в школе приобретаются очень сложно.

У детей старше 11 лет есть навыки общения с людьми, но предпочтительнее для них одиночество. В период полового созревания наблюдается агрессия или депрессия.

Как распознать аутизм у ребенка? Поведение ребенка с аутизмом

У детей до года очень трудно выявить такое расстройство, как аутизм. Это связано с самой природой нарушения: мозг ребенка неспособен одновременно сосредотачиваться на нескольких формах восприятия мира и совмещать их воедино, то есть, если ребенок слушает музыку он не может одновременно рассматривать игрушку или воспринимать мультфильм как цельный образ, имеющий и звук, и зрительную картинку.

Так как по поведению младенцев не всегда можно установить слушает ребенок что говорят или в это время просто рассматривает все вокруг, то критерий одновременного восприятия не может помочь в диагностировании аутизма.

Зацикленность на каком-либо действии или предмете — один из признаков аутизма

О болезни

В прошлом веке описываемое заболевание было довольно редким. Однако уже сейчас страдает 1 ребенок среди 88 детей, в то время как 50 лет назад эта статистика была более позитивной – 1 на 10 тыс. детей. Надо заметить, что этому заболеванию больше подвержены мальчики, чем девочки. Большая часть исследований по поводу аутизма проводится в США. В России официальных данных по количеству детей-аутистов нет: такой подсчет не ведется. Хотя на деле в государстве их не меньше, чем в той же Америке, где болезнью занимаются и ищут способы ее ликвидации.

Почему аутизмом страдает все больше детей, неизвестно. Врачи могут сказать лишь то, что, вероятно, болезнь вызывается не одним фактором, а совокупностью. Среди возможных причин возникновения разных форм аутизма – мутации в генах, поражения центральной нервной системы, проблемы с развитием мозга, гормональные сбои, вирусные инфекции, ртутные отравления, большое количество антибиотиков, химическая интоксикация.

Однако врачи не до конца выяснили, какие из перечисленных причин действительно приводят к болезни. Но ясен на 100 % тот факт, что к аутизму ведет наследственная предрасположенность. При этом во время беременности на развитие мозга ребенка может повлиять инфекция или сильный стресс, что в итоге приводит к формированию описываемого заболевания.

Признаки аутизма

Несмотря на особенности раннего возраста, бдительная мама сможет заметить некоторые особенности поведения малыша, которые в совокупности говорят о наличии аутизма:

  • малыш не смотрит на лица, не пытается рассматривать черты, а большую заинтересованность проявляет к игрушкам
  • при наличии слабого стороннего звука ребенок вздрагивает и пугается, тогда как при более значительном резком шуме он остается невозмутим
  • ребенок не просится к родителям на руки, ведет себя скованно даже на руках у матери или же, наоборот, слишком привязан к маме

Порой мама становится единственным человеком, которого ребенок подпускает к себе

  • не реагирует на движения людей и не воспринимает мимику, не отвечает улыбкой на улыбку или проявляет обратную реакцию (например, когда мама улыбается или смеется он может заплакать в ответ)
  • кроха поздно начинает издавать какие-либо звуки, а когда все же начинает произносить определенные слоги, то делает это без интонации

Гомеопатия и народные средства

Многие предпочитают пользоваться растительными препаратами

Таким людям стоит обратить внимание на гомеопатические и народные средства. Они способны оказать дополнительный эффект, усилив действие основной терапии

Гомеопатия

Эффективность гомеопатических средств ставят под сомнение многие врачи. Однако после их применения у некоторых детей, страдающих от аутизма, состояние начинает улучшаться. Не стоит забывать, что любые таблетки должны быть прописаны лечащим врачом. Гомеопатия не является исключением. Если сделать неправильный выбор, то есть риск столкнуться с неприятными и даже опасными последствиями. Поэтому перед их приемом следует обратиться к гомеопату.

Существует большое количество гомеопатических препаратов, которые могут ускорить избавление от симптомов аутизма. Наиболее популярными являются:

  • «Тарентула»;
  • «Силицея»;
  • «Сульфур»;
  • «Страмониум»;
  • «Цина»;
  • «Алюмина»;
  • «Медорринум».

Если врач все же посоветует принимать те или иные таблетки из категории гомеопатии, то следует проявлять особое внимание к самочувствию ребенка. У некоторых могут проявляться побочные эффекты даже от безобидных препаратов

Народные средства

Растения помогают избавиться от многих болезней. Но лечится ли аутизм у детей таким методом? Если травы использовать против этой болезни, то вскоре симптомы начнут пропадать, а ребенок перестанет испытывать проблемы с социализацией. Лечение таким методом может потребовать большого количества времени, но эффекта достичь удастся практически каждому. Однако это не означает, что можно отказаться от основного лечения, отдав предпочтение народным средствам.

Лучшего эффекта можно достичь с помощью мелиссы, душицы, валерианы, багульника и родиолы. Какие рецепты можно использовать против аутизма:

  1. Мелисса. Порезать сушеную мелиссу на маленькие кусочки, залить их (15 г) кипятком (500 мл), дать настояться примерно 2 часа. Принимать по одному стакану утром натощак, а также вечером перед сном. Курс лечения – один месяц.
  2. Валериана. Измельчить корневище валерианы, залить их (1/2 ч. л.) кипятком (500 мл), оставить на полчаса. Принимать по одному стакану утром, днем и вечером. Перед приемом смесь следует процеживать.
  3. Душица. Измельчить душицу, взять немного от общего количества (30 г), залить кипятком (300 мл), дать настояться 2 часа. Принимать утром, днем и вечером по 50 мл. Желательно пить после приема пищи.

Допустимо использовать другие рецепты, которые основаны на растениях, помогающих при аутизме. Перед приемом следует консультироваться с доктором, чтобы исключить появление осложнений или побочных эффектов.

Симптомы аутизма у детей до 3-х лет

В более старшем возрасте появляются другие показатели, которые являются характерными для детей-аутистов:

  • нарушение взаимодействия с людьми и замкнутость, нежелание контактировать с окружающими
  • сосредоточенность на одном предмете
  • стереотипность действий (длительное листание книги, включение-выключение света)
  • желание упорядочить предметы в определенную систему (ребенок может выкладывать игрушки в определенной последовательности, по размеру или цвету)

Аутисты предпочитают одиночество

  • повторяющиеся движения, странные взмахи, подпрыгивания или наматывание кругов на месте
  • проблемы с развитием речи: ребенок может совсем не разговаривать или говорить несколько слов, употребляя их не к месту и с неверной интонацией
  • склонность к одиночеству, флегматичность
  1. Отсутствие стремления к социальному взаимодействию
  2. Нетипичное или проблемное общение ребенка с взрослыми и детьми
  3. Ограниченность круга интересов и стереотипность действий

Что такое детский аутизм

Детский аутизм

– это расстройство, появляющееся из-за нарушений в развитии головного мозга.

Для недуга характерен выраженный всесторонний дефицит общения и социального взаимодействия, повторяющиеся действия, ограниченные интересы. Все названные признаки можно заметить уже до трехлетнего возраста. Похожие состояния, при которых замечены более мягкие проявления, причисляют к расстройствам аутистического спектра.

Попросту говоря, детский аутизм – это нарушение развития нервной системы. Ему свойственны различные симптомы, многие из которых впервые появляются в младенческом или раннем детском возрасте. Пример: неадекватные реакции на дискомфорт, слишком яркие реакции испуга или плача в ответ на незначительные изменения окружающий среды или слабый звуковой раздражитель. Также характерно ослабление реакции на позу кормления. Искажены реакции «комплекса оживления» — демонстрируется аффективная готовность к контакту со взрослыми. Реакция оживления может проявиться в отсутствии взрослого, относясь к неодушевленному предмету. У взрослых симптомы сохраняются, но в более слабой форме. По одному симптому невозможно определить детский аутизм.

Для диагноза характерны:

  • нарушения во взаимной коммуникации;
  • недостаток взаимодействий социального характера;
  • повторяющиеся действия, ограниченность интересов.

Диагностика аутизма у детей

Постановка диагноза «аутизм» — сложная процедура, которая требует проведения множества исследований и тестов. Для того чтобы диагностировать ребенка, в отношении которого возникает подозрение о наличии этого тяжелого расстройства необходим вердикт комиссии, состоящей из:

  • педиатра
  • логопеда
  • невролога
  • психолога
  • психиатра

Эти мероприятия не покажут является ли ребенок аутистом, но они результативны в случае, если странности поведения ребенка вызваны другими заболеваниями, которые не имеют к аутизму никакого отношения.

Причины возникновения недуга

На сегодняшний день специалистам не удалось установить, какие факторы способствуют его развитию. Существует несколько гипотез о том, почему появляется болезнь. Например, некоторые ученые полагают, что аутизм возникает у детей, которые растут в определенных условиях окружающей среды. Например, мать, жесткая и подавляющая либо страдающая депрессией, не способна создать условия для нормального воспитания младенца. В результате у малыша возникают нарушения развития и поведения.

Другая гипотеза основана на генетической предрасположенности. Она так и не была подтверждена.

Некоторые специалисты предполагают, что патология развивается в результате влияния таких факторов, как инфекции или интоксикации организма матери в период вынашивания плода, тяжелое родоразрешение. Есть еще одна гипотеза, которая появилась недавно. Она заключается в том, что признаки болезни возникают у ребенка после проведения вакцинации. Исследования показали, что данная теория не соответствует действительности. Кроме того, отказ от прививок отрицательно влияет на здоровье малыша. Сегодня у многих детей диагностируется аутизм. Лечится или нет это заболевание? Как вовремя распознать его? Эти вопросы волнуют родителей пациентов.

Особенности развития детей с аутизмом

Большинство детей, которым поставлен диагноз аутизм не могут приспособиться к самостоятельной жизни и имеют низкий уровень интеллекта, значительно отстают в развитии. Но среди них есть и дети со средним уровнем умственных способностей и даже высоким. Как правило, одаренные дети-аутисты имеют таланты и необычные способности — они могут быть выдающимися математикам, но при этом в большинстве случаев неспособны к самостоятельному обслуживанию своих потребностей.

Дети с аутизмом могут быть очень способными и смышленными

Некоторые дети с таким диагнозом развиваются хорошо, а в определенный момент начинается стремительный регресс, вплоть до того, что ребенок теряет большинство умений и навыков. Через какое-то время утраченные умения вновь возвращаются, но это временное явление.

Обучение и воспитание ребенка с аутизмом

Так как аутизм не поддается излечению, то основным методом борьбы с ним может быть только коррекция. Развитие основных навыков у детей с аутизмом сложный процесс, который требует от родителей полной самоотдачи. Если обычные дети могут учиться новому подражая взрослым, то ребенок-аутист не пытается никого наследовать, ведь он не наблюдает за поведением окружающих. Процесс обучения даже элементарным бытовым умениям у детей с диагнозом аутизм сопряжен с преодолением барьера, который выстраивает вокруг себя ребенок, и страхов, которые представляет для малыша все новое.

От усилий родителей зависит адаптация ребенка

Сложность в воспитании ребенка-аутиста представляет и то, что единожды столкнувшись с неудачей он не захочет вновь повторять действие, начиная злиться и капризничать. Родителям важно создать атмосферу успеха вокруг своего чада, показать, что все у него получается, хвалить и поощрять.

Попробуйте вместе с ребенком преодолеть его страхи, рассказать о всем неизвестном и пугающем и он будет Вам доверять и активно изучать мир с Вашей помощью.

Методика лечения

1 Работа с психотерапевтом

При лечении детского аутизма в психотерапевты искусственно развивают недостаточно развитые у ребенка функции мозга. Специальные интенсивные лечебно-развивающие программы оказывают стимулирующее действие

При помощи игр и специальных упражнений психотерапевт развивает крупную и мелкую моторику ребенка, внимание, память, а также способность общаться с другими людьми. На первом этапе работы с ребенком врач устраняет симптомы, мешающие нормальной жизни и процессу лечения

На втором этапе психотерапевт определяет программу лечения и ее специфические особенности. Все программы лечения направлены на помощь родителям, улучшение коммуникационных и социальных навыков, развитие у ребенка способности к обучению.

2 Медикаментозная поддержка

В процессе работы с ребенком иногда принимается решение о необходимости медикаментозного лечения. Лекарства при аутизме назначаются только для симптоматического лечения. Необходимо устранить симптомы, мешающие проводить основную программу лечения. Препараты помогают справиться с определенными видами поведения, с депрессией, страхами, агрессией, гиперактивностью, тревожностью, а также с обсессивно-компульсивными симптомами. Если у ребенка «спокойный» аутизм, лекарства могут не назначаться. Бывают случаи, когда пациенту рекомендуется специальная диета, способствующая улучшению самочувствия ребенка и уменьшению гиперактивности.

3 Инструктор для ребенка

В важным элементом в лечении детского аутизма является работа инструкторов. Они проходят с ребенком и его родителями интенсивную программу, нацеленную на освоение необходимых навыков и способов коммуникации с внешним миром. Родители учатся правильно общаться с ребенком, предотвращать вспышки гнева, выполнять с ним различные упражнения, а также прививать ему необходимые навыки – например, самостоятельно есть, используя столовые приборы, самостоятельно ходить в туалет, умываться и т.д.

Инструктора выводят ребенка в обычную социальную среду, где ему при помощи специальных поведенческих программ прививаются навыки общения с другими людьми

Важно, что в Израиле общество исключительно толерантно, так что люди с теми или иными отклонениями от нормы чувствуют себя уверенно, они спокойно могут находиться в любых общественных местах. Это способствует повышению эффективности лечения, а также помогает ребенку, страдающему аутизмом, лучше социализироваться в обществе

4 Логопед при аутизме

Годам к 5-6 к лечению может подключиться логопед. При аутизме возможно отставание речевого развития, поэтому иногда требуется вмешательство логопеда, который при помощи развивающих упражнений для языка, губ, рта и мелкой (как правило, пальцевой) моторики будет развивать речь ребенка. Дело в том, что некоторые участки мозга, отвечающие за мелкую моторику, находятся очень близко к участкам, отвечающим за речь. Поэтому развитие мелкой моторики стимулирует и развитие речи.

Интересно, что в Японии развивают мелкую моторику и речь у детей-аутистов через освоение традиционных национальных элементов – например, детей учат есть палочками, что развивает мелкую пальцевую моторику, а соответственно и речь. В результате ребенок учится говорить, увереннее допускает общение с людьми, обучается определенным общественным действиям и способен самостоятельно ухаживать за собой.

5 Терапия занятостью

Терапия занятостью помогает ребенку научиться обрабатывать информацию, получаемую от органов чувств (через зрение, слух, обоняние, тактильную чувствительность), развивает крупную и мелкую моторику.

При работе с аутистами сфера деятельности трудотерапевта простирается гораздо шире. Если в обычных случаях эти специалисты работают над приобретением навыков письма, застегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. п., при аутизме они работают над сенсорной интеграцией (преодолением трудностей с обработкой информации, поступающей через органы чувств), над игровыми навыками и навыками социального взаимодействия.

6 Иппотерапия и дельфинотерапия

Ученые во всем мире пришли к выводу, что в лечении аутизма необходим комплексный подход. В дополнение к основным методам лечения хороший реабилитационный эффект оказывает иппотерапия (верховая езда в лечебных целях) и дельфинотерапия, так как страдающим аутизмом детям проще вступить в контакт с животными, нежели с людьми. Применительно к иппотерапии терапевтический эффект оказывает как непосредственный контакт ребенка с лошадью, так и уникальная физическая и эмоциональная нагрузка, которую получает ребенок при верховой езде.

Аутизм в подростковом возрасте

Подростковый возраст — наиболее трудный период в жизни ребенка-аутиста. В то время, когда сверстники начинают активно завязывать отношения, контактировать друг с другом и стремятся чего-то достичь в жизни, аутист начинает в полной мере ощущать свое отличие от других и свои особенности. Это провоцирует постоянные стрессы, нервное напряжение, что может послужить усугублению проблемы.

Подростковый возраст — кризисный период для детей с аутизмом

Ребенок-аутист начинает еще больше замыкаться в себе, отвергать окружающий мир или, наоборот, стремиться достичь большего, преодолевает свою неконтактность и вступает во взаимодействие с социумом.

Реабилитация детей с аутизмом. Лечится ли детский аутизм?

Если Вашему ребенку поставили диагноз «аутизм», то следует осознать это и запастись терпением и выдержкой, ведь не существует никакой методики излечения от этого состояния. Хоть аутизм излечить нельзя, но это не значит, что с ним не нужно бороться — благодаря коррекции и усилиям родителей можно значительно улучшить состояние ребенка и адаптировать к социальной среде.

От аутизма не существует лекарства, кроме заботы и любви родителей

Большое значение в реабилитации ребенка-аутиста имеют физические занятия, некоторые медикаментозные препараты, специальная диета, развивающие игры и даже занятия в дельфинарии. Существуют целые программы, разработанные специалистами, которые призваны улучшить состояние детей, сделать их социально активными и научить взаимодействовать с окружающим миром.

Лечение аутизма

Чаще всего диагноз “Аутизм” ставится в возрасте 2-3 лет. Доказано, что лечение, которое начато рано, приводит к большим позитивным сдвигам. Эффективная поведенческая терапия до трех лет направленная на развитие речевой функции и имеет хорошие результаты

Также очень важно обучать и семью, в которой живет ребенок, ведь основное времяпрепровождение происходит в родном доме. Близкие люди — в первую очередь это мама с папой — должны создать для ребенка условия и выделять больше времени для совместных занятий и общения

Благотворно влияет поведенческая и музыкальная терапия, дельфинотерапия, канистерапия (общение деток со специально обученными собаками), иппотерапия (общение с лошадьми). Однако полностью вылечить ребенка от аутизма на сегодняшний день невозможно. В США разрабатывались разные методики лечения, но доказательной базы в их эффективности нет.

Специальные программы и занятия для детей-аутистов позволяют им вполне нормально адаптироваться в социуме. Такие дети в дальнейшем могут сами себя обслуживать и даже учится и работать. Специалисты обучают маму всем необходимым методикам, и она сама может заниматься с ребенком дома по 5-7 часов в день.

К сожалению, в Украине отсутствует государственная программа по поддержке детей-аутистов, а специальные реабилитационные центры, работающие только на энтузиазме родителей, можно сосчитать на пальцах, поэтому успехов в лечении аутизма в нашей стране не наблюдается. Прогнозы грустны еще и потому, что многие родители, столкнувшись с аутизмом у своего ребенка, не предпринимают никаких действий. А ведь если заняться этим заболеванием вплотную в раннем возрасте, результаты могут быть очень хорошими.

shutr.bz

Медикаментозного лечения аутизма нет. Но, например, если ребенка мучает бессонница, назначаются соответствующие препараты.

Дети, страдающие аутизмом, кажутся жителями с другой планеты, и подход к ним нужен соответствующий. Обращайтесь к специалистам и будьте счастливы, ведь у вас — особенный и талантливый ребенок!

Как воспитать ребенка, больного аутизмом: советы и отзывы

Родители, столкнувшиеся с проблемой аутизма, несмотря на статус неизлечимости состояния, призывают бороться с ним. Многие из них, приложив максимум усилий, выполняя предписания врачей, психологов, логопедов смогли добиться замечательных результатов, сделать своих крох социальными существами, достать их из своей скорлупы и крепости отчуждения.

Главное, не опускать руки и не мириться с диагнозом, а бороться за здоровье ребенка, стучаться во все двери и искать специалистов, которые дадут хоть маленький, но шанс на улучшение состояния.

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Made on
Tilda